Железные люди учатся жить

Фонд перспективных исследований представил свои последние разработки в области робототехники 13 Май 2016, 07:37

Аватар и оператор

Железный человек берется за руль, включает передачу и выводит автомобиль на дорогу. Он филигранно вписывается в повороты и объезжает препятствия. Правда, дорога ненастоящая - впереди только экран, как в компьютерной игре. Ведь железный человек, робот, представленный Фондом перспективных исследований (ФПИ), пока только учится жить.

- Он ведет автомобиль сам,

- объясняет сотрудник пресс-службы фонда.

- Автоматика сканирует дорогу и при помощи искусственного интеллекта принимает решения. Если мы перекроем обзор, он просто остановит машину.

Такой режим называется автономным - железный человек действует как настоящий. Есть еще супервизорный режим, когда робот становится аватаром, копирует все движения оператора. Облачившись в специальный управляющий костюм, человек может управлять роботом с дистанции в несколько километров. Датчики считывают тонкую моторику шеи, плечевого пояса, рук, пальцев, и железный аватар в точности повторит движения.

Беспилотный вездеход

Железные люди - это лишь одно из направлений робототехники. Для нужд Минобороны ФПИ совместно с заводом им. Дегтярева разрабатывает робототехнический комплекс «Нерехта» - беспилотный гусеничный вездеход, который управляется и автоматически, и с помощью оператора. Платформа может использоваться для разведки, корректировки или ведения огня, а также транспортировки грузов. Платформа многофункциональна, на нее могут устанавливаться различные «насадки». Изначально «Нерехта» была снабжена пулеметом, но буквально на днях появилась информация, что на платформу можно будет установить гранатомет или противотанковый ракетный комплекс. А недавно на этой платформе протестировали систему автоматического управления, включающую элементы искусственного интеллекта. Она позволяет управлять сразу несколькими роботизированными комплексами,синхронизируя их работу.

Тест на зрелость

Развитие военной и специальной робототехники - один из приоритетов военного строительства России. Программа рассчитана на годы вперед, в ней участвуют десятки предприятий. ФПИ, в структуре которого создан Центр технологий и базовых элементов робототехники, координирует усилия разработчиков.

Железный человек за рулем - это еще не полноценный робот. Это лишь собрание технологических наработок. Его зовут «Антропоморфная платформа № 1». Есть еще собрат под номером два. Если у первого главное - его стальные руки, то у второго - ноги. Это полигон для отработки систем равновесия, шага и сложных координаций манипуляторов. Второй номер может идти сам - автоматические программы поддерживают равновесие, парируют толчки и удары, ведут аппарат к заданной цели, обеспечивая обход или преодоление препятствий. Даже если железный человек упал, он поднимется без участия оператора. Последнему останется сосредоточиться на выполнении целевой задачи - супервизорный режим у второго номера тоже есть.

- Сейчас антропоморфные платформы, кроме вождения виртуального авто, могут проводить сварочные и другие работы, - рассказывают в пресс-службе фонда.

- А в перспективе наш робот должен сдать своеобразный экзамен. Пройти полосу препятствий, сесть в автомобиль, завести его, поехать, зайти в помещение, включить свет... Это будет тест на «зрелость», на готовность в перспективе заменить человека в бою или в зоне чрезвычайной ситуации, там, где есть опасность взрыва, обстрела, высокий радиационный фон или другие условия, опасные для человека.
Воды полные легкие

Крыса спит. Но ее обоняние четко фиксирует запахи вогруг. Закрепленные на голове крысы датчики фиксируют мозговую деятельность. Мимо в закрытых чемоданчиках что-то проносят: хлеб, пластмассу, какие-то железяки... Каждый раз на экране отображаются импульсы - всегда разные. Один чемоданчик оператор резко тормозит. Внутри взрывчатка. Нюх крысы безошибочно определил ее, и на экране отобразилась соответствующий взрывчатому веществу график.

Это одна из разработок, которую курирует Фонд перспективных исследований: способность крыс точно определять взрывчатку даже в закрытой емкости может здорово помочь в борьбе с терроризмом.

Вообще в ФПИ работают над массой весьма разносторонних и многообещающих проектов. Например, над тканью, которая пропускает воздух, но не пускает воду. Цены не будет плащ-палатке или сапогам из нее. Или над оружием с увеличенной прицельной дальностью и убойной силой.

Иные исследования поражают воображение. Например, использование жидкости для доставки кислорода в легкие. Вдыхаешь такую наполненную кислородом «водичку» - и можно не дышать несколько минут. Такая технология может здорово помочь для спасения экипажей подводных лодок на большой глубине.

- В фонде создана эффективная система отбора качественно новых, прорывных технологий, связанных с обеспечением обороноспособности и безопасности государства. Все проекты основаны на самых последних достижениях фундаментальной и прикладной науки, - сказали «Звезде» в пресс-службе.

Так что, похоже, и не такое еще увидим...

Владимир Демченко